Военные тайны Японии
Япония де-юре перестает существовать как мирная держава. Упраздняется Управление национальной обороны и появляется вместе него стандартное министерство, учреждается разведка – как будто ее и не было раньше, армия и флот становятся армией и флотом.
Даже весенний пик инцидентов на море, в ходе которых горят эсминцы и топятся рыбачьи лодки, соответствует масштабам серьезных Вооруженных Сил, а не каких-то там «Сил Самообороны». Но дело в том, что армия Японии всегда была серьезной величиной. Убедиться в этом лично мне удалось, посетив единственную в ней танковую дивизию.
7-я танковая дивизия, входящая в состав Северной армии СВСС, расквартирована, естественно на севере Японии – на острове Хоккайдо, к югу от Саппоро, на территории военной базы Хигаси Титосэ. Сама по себе база – одна из крупнейших в стране, на ней служат более 5000 человек, и танкисты входят в основной контингент. С 1954 г. основной задачей дивизии является «поддержание высокой боевой готовности для ведения боевых действий». Против кого? Я не знаю. Но эмблема на башне гордости японских танковых войск (то есть 7-й дивизии) – танке «Тип 90» привела меня в некоторое смущение. Очень правдоподобно изображенный на ней остров Хоккайдо выглядит стартовой площадкой для быка, неистово выпрыгивающего куда-то на северо-восток.
«А не в сторону ли «северных территорий», а то и, не дай Боже, в сторону всего нашего Дальнего Востока прыгает этот бык?», – поинтересовались мы у сопровождавшего нас подполковника Накамура. После некоторого размышления офицер уверил нас, что бык – образный, остров изображен тоже весьма стилизовано, и вообще не стоит воспринимать эту эмблему слишком серьезно – она «осталась со старых времен».
Впрочем, вторая задача, стоящая перед дивизией, поразила нас еще больше: «охрана, в том числе пограничная, южной части Хоккайдо». Посмотрев на карту, мы поняли, что танковый заслон на этом направлении может быть выставлен, скорее всего, на пути десанта из Аомори, но в Аомори нет танков… Лишь воспоминания о военной молодости успокоили меня: в табеле постам родного караула №2, куда я время от времени заступал в наряд, «особое внимание при охране и обороне» уделялось всем направлениям. И это правильно: кто знает, где он – этот таинственный и коварный враг?