Ядерный скелет из японского шкафа, или Острое шило в мидовском мешке
Особое внимание будет уделено сохранению документов, поскольку в процессе работы экспертов, искавших в архивах МИД секретные японо-американские соглашения в области обороны и безопасности, было выявлено немотивированное отсутствие в них ряда важных бумаг. МИД «должен выяснить, что случилось с этими бумагами»,- заверил общественность Окада после того, как невеселый вывод историков подтвердил Кадзухико Того, отвечая на вопросы народных избранников. «Я слышал от людей, хорошо знающих внутреннюю ситуацию в министерстве, – сказал экс-дипломат,- что документы были устранены из архива или просто выброшены до вступления в силу закона о рассекречивании служебной информации» в 2001 году. По словам Того, среди недавно рассекреченных материалов внешнеполитического ведомства нет наиболее важных бумаг по данному вопросу. Он сообщил депутатам, что лично отобрал 58 секретных документов, сложил их в так называемую «красную папку» и в августе 1999 года передал своему преемнику по должности Сётаро Яти, а также передал список отобранных документов тогдашнему главе Североамериканского бюро МИД Итиро Фудзисаки, который сейчас служит японском послом в Вашингтоне.
Бывшие японские премьеры оказались под серьезным ударом. Таро Асо (в должности в 2008-2009 гг.), Синдзо Абэ (2006-2007 гг.) и Ёсиро Мори (2000-2001 гг.) убежденно заявляют, что о «секретных протоколах» знать не знали, слыхом не слыхивали. Ветеран Большой Политики Ясухиро Накасонэ (1982-1987 гг.) воздержался от комментариев, хотя, по мнению аналитиков, он-то должен был быть посвящен в тайну, поскольку активно занимался вопросами обороны и был сторонником укрепления союза с США. Нобору Такэсита (1987-1989), Сосукэ Уно (1989), Рютаро Хасимото (1996-1998) и Кэйдзо Обути (1998-2000), не говоря о более ранних главах правительства, уже ушли в лучший мир, поэтому в парламент их не вызвать. Только Тосики Кайфу (1989-1991 гг.), признал, что был в курсе тайных договоренностей, причем еще с середины 1970-х годов, когда занимал должность заместителя генерального секретаря кабинета Такэо Мики. Про экс-министров иностранных дел пока никто не вспоминает – сначала бы с первыми лицами разобраться.
Аналитики не без иронии заметили, что хранившие столь важную тайну высокопоставленные чиновники МИД, видимо, не считали нужным посвящать в нее премьеров и министров из числа «политиканов», по крайней мере тех, кто не хотел знать лишнего. Об этом сообщил на парламентских слушаниях бывший первый заместитель министра иностранных дел, то есть старший кадровый чиновник МИД, Кунихико Сайто. «Никто не посвящал в вопрос о секретных соглашениях четырех премьер-министров, а именно Киити Миядзава, Морихиро Хосокава, Цутому Хата и Томиити Мураяма»,- заявил он. А они сменяли друг друга во главе правительства на протяжении пяти лет (1991-1996 гг.), причем далеко не самых маловажных с точки зрения японской и мировой политики. Интересно, что скажет по этому поводу хотя бы Хата, остающийся депутатом нижней палаты? Правда, его кабинет был одним из самых недолговечных…
Бывший первый заместитель министра иностранных дел и посол Японии в США Рёхэй Мурата в прошлом году подробно рассказал СМИ о тайных двухсторонних договоренностях в области обороны и безопасности, причем сделал это открыто, а не на условиях анонимности, что является исключительной редкостью даже для отставных японских чиновников. Правительство Асо официально опровергло его слова, фактически объявив ветерана МИД лжецом. По стечению обстоятельств Мурата умер от рака за несколько часов до начала слушаний, но о докладе историков и заявлении Окады успел узнать.
Пока обещавший навести порядок с хранением и рассекречиванием документов в своем ведомстве министр Окада ищет злосчастную «красную папку» (пожелаем ему удачи), глава парламентского Комитета по внешней политике Мунэо Судзуки сообщил журналистам, что намерен вызвать бывшего замминистра Яти, уже оставившего дипломатическую службу, на слушания в качестве свидетеля. Интересно, что Судзуки и Того – двое из троих лидеров так называемой «русской группы» японского внешнеполитического ведомства, разгромленной весной 2002 года и обвиненных едва ли не в шпионаже «в пользу русских». Третий – бывший главный аналитик МИДа и шеф русского направления японской разведки Масару Сато, сидевший вместе с Судзуки в тюрьме, пока молчит. Значит ли это, что ему нечего сказать? Можно быть уверенными лишь в том, что пострадавшие восемь лет назад дипломаты и разведчики не питают иллюзий в отношении представителей японской политической элиты и, что называется «не дадут спуску» бывшим коллегам из противоборствующей партии. Японцы же и весь мир глубоко задумались: если нельзя верить ИМ, то кому вообще можно?
Авторы: Александр Куланов, Василий Молодяков; 30.03.2010
Страницы: 1 2