Еще один храм, про который мне надо было бы знать, но не знала. Хотя живем мы сейчас буквально в двух шагах от него.
Узнала про храм Тодзи-ин, как обычно, случайно. Точнее, даже так: я знала, что он есть, раз уж микрорайон, где мы живем, назван так же. Но, как обычно, близкое знакомство отложила “на потом”. Куда торопиться, если это рядом? Когда будет время – тогда и схожу. Времени, понятно, все не находилось и не находилось.
Однако, надысь полезла в интернет поинтересоваться сезонными цветами. И обнаружила, что в этом храме вотпрямосейчас “дают” цветы, про которые я даже не слышала ничего. Поскольку цветы, да еще сезонные, долго ждать не могут, пришлось собираться и идти.
Видимо, про храм не знают (или тоже откладывают “на потом”) не только некоторые гайдзины, но и многие из местного населения. В храме было на редкость мало народа. Что, конечно, даже хорошо, поскольку никто не мешал наслаждаться красотами сада.
Сталбыть, храм был образован в 1341 году по воле первого сёгуна Муромати Асикага Такаудзи под руководством монаха, поэта и садовода Мусо Сосэки 夢窓 疎石. Сад в храме проектировал и создавал сам Мусо Сосэки и, говорят, это один из очень немногих сохранившихся садов великого учителя.
Тодзи-ин получил свое название по одному из посмертных имен Асикага Такаудзи – Тодзи Индэн 等 持院殿. Храм стал “погребальным” для династии сёгунов Асикага, так называемым “бодай-дзи”. Все 15 сёгунов увековечены и регулярно поминаются в Тодзи-ине.
Как уже упоминалось, в Рэйкодэне хранятся 13 деревянных статуй сёгунов Асикага (не хватает 5-го и 10-го) плюс статуя Токугавы Иэясу, который пожелал приобщиться к посмертной славе Асикага и выводил свой род от общего с Асикага предка – клана Минамото.
9 апреля 1863 года группа сторонников восстановления прямого императорского правления пробралась в Рэйкодэн. Радикальные самураи отрубили головы трем деревянным статуям сёгунов Асикага (1-му – Такаудзи, 2-му – Ёсиакира и 3-му – Ёсимицу). Головы статуй были выставлены на мосту через Камо-гаву на пиках, как обычно выставляли головы казненных преступников. К головам прилагался список преступлений первых сёгунов Муромати, основным из которых было узурпация власти императора. Тогдашний военный комендант Киото Мацудайра Катамори достаточно быстро расследовал преступление, в апреле смутьяны были арестованы и уже в августе понесли наказание.
Сейчас все статуи в Рэйкодэне с головами, стало быть, все вернули на место и поправили.
Во время реставрации Мэйдзи храм также пострадал от любителей исторической справедливости и довольно долгое время пребывал в упадке. Полностью восстановили все порушенное только в конце XX века.
Это ворота храма номер два. Всего ворот там аж три штуки. Самые внешние я почему-то не стала снимать, они в стене, которая окружает весь комплекс, включая и некоторое количество жилых домов, не имеющих прямого отношения к храму. Конкретно эти ворота – в стене, окружающей территорию храма, кладбище при нем и дом священников. Есть еще внутренняя стена, только вокруг храма с садом
Прямо от входа натыкаешься на мрачную физию Дарумы-Бодхидхармы, одного из патриархов дзен-буддизма. Поскольку храм принадлежит к школе Риндзай-Тэнрю, относящейся как раз к дзен-буддизму, то наличие портрета вполне оправдано. Автором картины является один из настоятелей храма Тэнрю-дзи Сэки Бокуо 関牧翁 (Тэнрю-дзи – головной храмы школы Риндзай)
Один из трех садов храма, самый маленький, даже без названия, сад камней. Слева виден фрагмент здания Рэйкодэн, где собраны 13 статуй из 15 сёгунов Асикага и первого из Токугава, Иэясу
Тот же сад камней с другой стороны
С левой стороны видна часть стены основного здания храма. Справа – мостик-переход от основного здания к Рэйкодэну. Прямо по курсу – фрагмент сада
Мостик-переход к Рэйкодэн
Вид с мостика-перехода на сад
С веранды основного здания. Справа виден кусочек Рэйкодэна
Как уже упоминалось, сад проектировал Мусо Сосэки. В саду напротив основного здания храма находится могила Асикага Такаудзи
А вот эти цветочки справа – и есть сезонные, ради которых я и добралась до храма
Цветочки называются “хангэсё” 半夏生. Потому что цветут как раз во время одной из “рубежных точек” старо-японского календаря, когда происходит смена сезона, с тем же названием – 半夏生 (“половина лета”)
Сад разделен на две части вокруг прудов. Это ближняя к основному зданию, Фуё-ти 芙蓉池. По названию цветка фуё – разновидности гибискусов
Тот же самый Фуё-ти
На противоположном от основного здания берегу пруда Фуё-ти на пригорке находится двойной чайный домик Сэйрэнтэй 清漣亭, возведенный восьмым сёгуном Асикага, Ёсимаса, в середине XV века
Этот источник – около основного здания
Проход в основном здании и колокол. Виден фрагмент сада камней
Где-то по дороге, камешки понравились
Гостевая веранда храма и вид на пруд Фуё-ти
Пруд Фуё-ти и плещущийся в нем карп
Кажется, это отцветшие ирисы
Фонарь
Лишайники на стволе дерева
Вид на основное здание с противоположного берега пруда Фуё-ти
Фрагмент чайного домика Сэйрэнтэй
Вид на гостевое здание с верандой от чайного домика