Новости из Японии

Когда имидж решает всё… в вопросах жизни и смерти

11th August 2010

Когда имидж решает всё… в вопросах жизни и смерти

14 мая 2009 года Главное полицейское управление Японии с горечью констатировало, что «обострение проблемы занятости в условиях мирового кризиса привело к резкому росту числа случаев суицида». Даже на фоне одиннадцатилетней традиции превышения 30-тысячного порога самоубийств, прошедший год с его 32249 случаями оказался рекордным. Но в данном случае речь пойдёт не о том, насколько эта печальная статистика не соответствует моделируемому в мире имиджу Японии, как «максимальной близкой к раю» страны, а том, как влияет на выбор места прощания с жизнью… имидж.

АокигахараВ докладе содержаться любопытные статистические данные, позволяющие не только отследить динамику роста числа самоубийств по временной координате (кстати, говоря, отмечен рост с 10 до 40 процентов с октября прошлого года), но и чётко определить наиболее «депрессивные» районы страны. Верхнюю часть этого странного рейтинга заняли северные и не слишком процветающие префектуры Аомори и Акита. На самой же вершине, как всегда, прочно обосновался район Яманаси, находящийся в самом центре главного японского острова – Хонсю, и обязанный такой стабильностью средних размеров лесному массиву Аокигахара дзюкай, прозванному местным людом «Призрачным лесом».

Интересно, что дурная слава Аокигахара на фоне более чем тысячелетней истории страны выглядит абсолютным новоделом: токийские газетчики в один голос отмечают, что «призрачной» эта часть девственного леса с великолепным видом на священную гору Фудзи стала лишь после 1960 года прошлого века. Именно тогда по всей Японии с триумфом разошёлся бестселлер популярного романиста Мацумото Сэйтё «Нами-но то» («На гребне волны») о тяжкой судьбе японской женщины, завершившей свой жизненный путь в лесу у подножия Фудзи.

Безусловно, публикация не открыла дорогу в лес желающим свести счёты с жизнью – редкие для современной Японии непроходимые горные дебри и до этого привлекали самоубийц – Мацумото был сторонником «правды жизни» в своих произведениях. Однако после выхода повести тоненький ручеёк отчаявшихся японцев набирал силу год от года – вместе с раскруткой среди склонных к самоубийствам людей имиджа «Призрачного леса» как наиболее подходящей площадки для расставания с «призрачным миром».

В эпоху экономического роста Японии в Аокигахара оканчивали свои дни в среднем около 30 человек в год. После кризиса 1991 года количество выбирающих на редкость мучительную смерть (фактически, люди соглашаются добровольно заблудиться, чтобы умереть от жажды, голода и переохлаждения) постоянно увеличивается и сейчас достигает 80 человек. Точное количество жертв имиджа «Призрачного леса» никому не известно – здесь постоянно находят неподдающиеся опознанию останки, но оно явно превышает несколько сотен.

В том, что при выборе в пользу Аокигахара всё решает именно имидж, никто не сомневается. Появились жуткие рассказы о том, что именно этот лес обладает какой-то особой мистической силой – он не только «тёмен и мрачен», но в нём еще и не работают мобильные телефоны, не проходит радиосигнал, «шалят» компасы, а также (новинка последнего десятилетия) отказывают навигационные системы GPS. О том, что всё это мифы, свидетельствуют проводившиеся здесь испытания оборудования, устроенные японскими и американскими (район горы Фудзи – место расположения военных баз США) исследователями. Если верить специалистам, то сотовые телефоны не работают потому, что горные малонаселённые районы Японии просто не оборудованы в достаточном количестве ретрансляторами – не для кого, радиосигнал отражается от слишком толстых и высоких деревьев, а компасы и навигаторы функционируют вполне нормально – надо только уметь ими пользоваться. Тем не менее, имидж Аокигахара как места тёмного и неприятного только усиливается – не случайно эти места в своё время приглядела для своей штаб-квартиры печально известная секта «Аум Синрикё».

Вторая составляющая привлекательности «Призрачного леса» – сугубо практическая. Японцы в принципе весьма своеобразно, с европейской точки зрения, относятся к проблеме выбора между жизнью и смертью – для них характерна традиция умирать наиболее мучительным способом. Однако в послевоенные годы большинство выбирает стандартные не только для Японии способы: удавку, гибель под колёсами поездов и прыжки с крыш высотных зданий.

Совершить знаменитое сэппуку (харакири) сегодня мало кто в состоянии – для этого нужна специальная и очень серьёзная подготовка. В этом смысле достойная альтернатива собственноручному вспарыванию живота – заблудиться и добровольно растянуть свою гибель на дни, если не недели, мучений. К тому же, на пути у прыгающих с крыш и ложащихся на рельсы людей давно уже встало государство. Оно разъясняет, что падения с высоты несут опасность другим, ни в чём не повинным людям, огораживает линии и станции метро и железной дороги, а с недавних пор штрафует на более чем серьёзную сумму родственников погибших, если самоубийство было совершено на путях, то есть «общественноопасным способом».

В таких условиях крепнет имидж Аокигахара как «идеальной площадки для суицида». Здесь попрощавшийся с жизнью человек не может никому помешать, никто не будет за него оштрафован, он сполна выпьет предназначающуюся персонально ему чашу мучений, искупая свою вину и, наконец, всегда сохраняется шанс на вмешательство судьбы: если фатуму будет угодно, самоубийца может внезапно оказаться на тропинке, ведущей к выходу…

Некоторые из таких, чудом спасшихся, людей сами теперь работают в лесу, пытаясь вместе с местными властями сократить число смертей. Они размещают видеокамеры, обносят наиболее опасные участки чащи колючей проволокой, расставляют, где только возможно, пластиковые щиты с призывом одуматься и картой выхода – из леса, но не из безвыходного положения, подбирают останки и вещи тех, кому не смогли помочь. С конца февраля по начало апреля здесь дежурят специальные бригады добровольцев: 31 марта в Японии заканчивается финансовый год, и к Аокигахара обращают свои затуманенные слезами взоры разорившиеся главы компаний и проштрафившиеся начальники отделов. Ажиотаж вокруг страшного места их не пугает. Наоборот, имидж «Призрачного леса» становится всё гламурнее, а что об этом думают несчастные в последние минуты своей жизни, не знает почти никто…

P.S. По сообщению агентства «Киодо», японское правительство объявило сокращение числа самоубийств одной из наиболее приоритетных задач и обязалось к 2016 г. сократить число этих инцидентов более чем на 20 процентов. Однако чиновники опасаются, что число жертв увеличится в связи с безработицей и банкротствами. Аокигахара ждёт гостей.

Первоначально статья была напечатана в журнале «Национальный имидж».

Источник
Автор: Александр Куланов, 11.08.2010

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100