Награда нашла племянницу героя
13 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Сухоруков/. Кавалером ордена Отечественной войны 2-ой степени посмертно стал активный член агентурной сети под руководством легендарного советского разведчика Рихарда Зорге – Етоку Мияги, который скончался в застенках токийской тюрьмы Сугамо в августе 1943 года. Награда была вручена его 81-летней племяннице на торжественной церемонии, состоявшейся сегодня в Посольстве РФ в Японии.
Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Мияги, сообщил посол России Михаил Белый, был издан еще 19 января 1965 года. “О подвиге разведчика Рихарда Зорге стало известно только в 60-х годах, когда и сам Зорге, и его соратники были награждены орденами, – заметил глава дипломатического представительства. – В тот период времени не представлялось возможным найти родственников Етоку Мияги, чтобы передать орден”.
“В год, когда мы отмечаем 65-летие окончания Великой Отечественной войны, которая унесла жизни 28 млн человек, мы имеем возможность отдать дань памяти и выразить слова признательности одному из тех, кто внес вклад в победу над фашизмом и спасение мира от милитаризма”, – подчеркнул российский посол.
Деятельность разведгруппы Рихарда Зорге в первую очередь была направлена на то, чтобы предотвратить военный конфликт между Токио и Москвой, выяснить планы военного нападения гитлеровской Германии на СССР и позицию Японии по этому вопросу.
Етоку Мияги родился в городе Наго /южная префектура Окинава/ в феврале 1903 года. После окончания средней школы переехал в Америку, где выучился на художника и вступил в Коммунистическую партию США, а позже был завербован советской разведкой. В начале 30-х годов прошлого века вернулся на родину и начал работать с Зорге. Основную информацию, как считается, Мияги получал в непринужденных беседах с военными, портреты которых писал.
В 60-х годах прошлого века и другие участники группы “Рамзай” были удостоены высоких наград. Рихард Зорге стал героем Советского Союза, Бранко Вукелич посмертно получил орден Отечественной войны и степени, Макс Клаузен – орден Красного знамени, Анна Клаузен – орден Красной звезды.
Помимо Етоку Мияги, в ядро разведгруппы входил и влиятельный японский журналист и аналитик Ходзуми Одзаки, который был казнен 7 ноября 1944 года – в один день с Рихардом Зорге. Посол РФ в Японии Михаил Белый заявил, что Одзаки также был награжден орденом Отечественной войны, но более высокой – 1-ой степени, который будет вручен, если родственники обратятся с такой просьбой.
Прокомментировать это неожиданное сообщение я попросил доктора политических наук В. Э. Молодякова, живущего в Токио и много лет изучающего историю “дела Зорге”.
- Василий Элинархович, если я правильно понял сообщение ТАСС, Мияги и Одзаки были награждены вместе с Зорге и другими членами его группы еще в 1965 году? Но награда родственнице Ётоку Мияги вручена только сегодня. Почему?
- Зорге был награжден к юбилею Октябрьской революции, в ноябре 1964 г. Одзаки и Мияги – только в январе 1965 г., причем указ об их награждении был секретным или, как минимум, закрытым. Публикации и оглашению он не подлежал. Это самое интригующее обстоятельство. Можно смело сказать, сенсация.
Самое удивительное, что это награждение так долго оставалось тайной. Для советского времени – понятно, хотя и не очень. Но почему об этом не написали в пост-советское время, хотя среди отечественных “зорговедов” немало людей, допущенных к информации, которая закрыта для простых смертных?! Объяснить не берусь.
Почему указ по Одзаки и Мияги был через несколько месяцев после награждения Зорге и почему он был закрытым? Достоверно не знаю, но могу предположить с большой долей вероятности. Советский Союз испытывал большие сомнения, как к этому отнесутся в Японии и не будет ли международного скандала. Все-таки людей наградили, к тому же боевым орденом, за разведывательную работу, которую они вели в собственной стране в пользу другой державы. Международная премия мира – это одно, а боевой орден, мягко говоря, не союзного государства – совсем другое. В случае с Клаузенами – гражданами ГДР и Вукеличем – гражданином Югославии такая проблема не возникала.
Однако официальные ссылки на то, что родственники “нашлись” только сейчас, звучат, мягко говоря, неубедительно. В середине шестидесятых был жив племянник Мияги, который перевез его прах в Мексику. Были живы дочь Одзаки и его сводный брат Ходзуки, который много писал о “деле Зорге”. О всех этих людях не раз упоминалось в советской печати. Резонно предположить, что они не хотели получать ордена. Или им вообще не сообщили о награждении? Не исключаю и такой вариант.
Насколько я знаю, родственники Мияги на протяжении нескольких лет сами пытались выяснить, был ли он чем-либо награжден, но российские официальные лица до последнего времени хранили молчание или отвечали отрицательно. Теперь слово за родственниками Одзаки.
- Допустим, что Ваше предположение по поводу причин утаивания от общественности обеих стран информации о награждении верно, тем более, что других версий, наверно, и нет. В таком случае напрашивается следующий вопрос: кто и почему решил, что сейчас настал самый подходящий момент для вручения орденов? Кроме того, из текста сообщения ТАСС следует, что родственники Одзаки всё-таки знают о награде, но не спешат обращаться за ней в посольство – видимо, как раз из тех соображений, которые Вы привели. Как Вы думаете, будет ли Россия прикладывать усилия, как это ни парадоксально звучит, к тому, чтобы орден Одзаки всё-таки был вручён им?
- Вручение ордена родственникам Мияги – один из этапов подготовки к празднованию 65-летия Победы, которое, судя по всему, будет исключительно пышным и идеологически заостренным. Кто принял решение, судить не берусь, но санкция, надо думать, была дана на очень высоком уровне. Однако экспертов-японоведов к этому, насколько я знаю, не привлекали.
Если бы родственники Одзаки тоже приняли орден, это был бы немалый пиаровский успех для российских властей на японском направлении. Думаю, именно поэтому родственники не спешат “просить” о его вручении.
Автор: Александр Куланов, 13.01.2010