Ещё немного про Гион Мацури
С утра было хмуро и дождливо, в Киото – жара и вторая неделя фестиваля Гион Мацури.
Жара +35, но разве это препятствие для желающих прикоснуться к древней истории?
А начиналось все далеко не так празднично. В 869 году эпидемия чумы опустошала империю Ямато. Синтоистское божество Годзу Тэнно, известное как Гион, обладает целительной силой, распространяющейся и на священные ковчеги. Император Сёва, видя в эпидемии наказание за грехи, отправил послов к храму Гион (Ясака), молится об исцелении. А также приказал соорудить 66 ковчегов по одному для каждой провинции. Судя по масштабности фестиваля, забота императора не оказалась напрасной.
С тех пор фестиваль проходит ежегодно с 14 июля. Гигантские колесницы проезжают по улицам Киото, очищая город от зла и бед. Фестиваль привлекает множество людей от вездесущих туристов до желающих получить очищение и запастись удачей.
Само собой, майко тоже очень интересно посмотреть на шествие колесниц и на толпы иностранцев.
Ямахоко Дзюнко (Yamahoko-Junko) – самое известное и самое ожидаемое событие фестиваля. Огромные колесницы с установленными на них ковчегами шествуют по улицам Киото.
Название Ямахоко произошло от двух типов колесниц, использующихся в процессии. Яма (их 23) и хоко (их 9). Особенно впечатляют размеры колесниц-хоко, которые достигают 25 метров в высоту и весят 12 тонн. Собирается вся конструкция по старым традициям, без гвоздей, за несколько дней до начала фестиваля. Около 30 – 40 человек тянут колесницы-хоко по улицам. Перед началом шествия, рабочие убирают с улиц провода и фонари, которые могут препятствовать движению процессии.
Размер колесниц-яма немного поскромнее и их могут передвигать от 14 до 24 мужчин.
Каждый ковчег принадлежит общинам в Киото, основанными богатыми купеческими семьями. Ковчеги передавались из поколения в поколение. Принадлежность к какой-либо общине можно отличить по гербам на юката (летнее кимоно) и по украшениям на мачтах ковчегов.
Сами колесницы пышно украшены: гобелены с различной символикой – драконы, фениксы, исторические сцены, и даже рисунки на библейскую тематику. Крыши и мачты яма и хоко украшены гравировкой, позолотой и покрыты лаком.
Как же всё это едет?
Под скрип колес и звуки Гион Баяси – традиционной музыки фестиваля. Яма-тё и хоко-тё – музыканты, играющие мелодии, которым уже больше тысячи лет.
Под четкие команды направляющих колесницы. Их обычно двое, а на перекрестках четверо человек. Они стоят на подножках колесницы и с помощью вееров отдают команды, руководят разворотом колесницы на перекрестках.
Момент разворота колесниц один из самых зрелищных (конечно, кто не любит посмотреть как другие работают), поэтому на перекрестках маршрута процессии собираются толпы народа.
Самая героическая работа – цудзи маваси - управление колесами повозок.
В нескольких местах процессия должна сделать поворот почти на 90 градусов, а колеса повозок не могут поворачиваться под таким углом. Цудзи маваси подкладывают под колеса разрезанный вертикально бамбук и поливают его водой. Берегите ноги, ребята!
И немного о сакральном. Тиго, священное дитя, олицетворение связи между богами и людьми. Изначально, ребенок-Тиго присутствовал на всех колесницах. Позже, детей постепенно заменили куклами и только на колеснице Нагината-боко, как в древности, едет ребенок.
Этот Тиго настоящий, честно-честно! Правда немного грустный или уставший, наверное от жары.
Для кого-то он персонаж древней истории, а для кого-то – воплощение веры в божественную удачу и защиту от зла.
Автор: Akisun, 24.07.2013