Преподавать детям английский с толком
Если вам нравится учить, но вы не имеете возможности проявить твердость на работе, нет ничего хуже, чем преподавать детям английский язык. Вы отчаянно рветесь предоставить ученикам хоть какую-то свободу и образумить их властных вездесущих мамаш. Иногда хочется выбросить в окно и родителей, и коллег, но на ум приходит, что арендную плату за жилье никто не отменял, и вы послушно прикусываете язык.
Тянутся часы принудительного труда – подготовка к тестам, книга за книгой. Вы до хрипоты и онемения лица твердите «Это ручка». Дети ненавидят это так же, как и вы, но мамаш и рабочий коллектив это нисколько не заботит. Ни о каком эмоциональном контакте с учениками нет и речи – они зомби, а вас могут заменить в любой момент следующим бедолагой, угодившим с корабля на бал (или с самолета в наши дни).
Такая работа быстро вымотает вас, если вы любите детей и с энтузиазмом относитесь к преподаванию.
Я знаю это на собственном опыте. Вы повторяете про себя, что можете работать лучше, но финансовая нестабильность и страх провала не дают вам реализоваться. Я говорю не о тех, кто приехал в Японию в надежде на быстрые деньги. Такие без колебаний поменяют работу, если появится возможность больше зарабатывать. Им абсолютно нет дела до учеников. Они бросают тень на всех преподавателей английского – и на тех из нас, кто действительно предан работе. Они несчастны, потому что ненавидят свою работу, а значит, и всю жизнь.
Я обращаюсь к тем, кто любит свое дело. Если вы из таких людей, эта статья для вас. У вас есть надежда на лучшее, и сейчас самое время сделать первый шаг. Миру нужны вы и ваш энтузиазм. Выход есть – это частичная занятость. Добро пожаловать в независимую жизнь.
После увольнения с работы и переезда в Токио, мне в голову пришла интересная идея: почему бы не найти несколько подработок в Токио вместо того, чтобы опять устраиваться на полный день? Это же возможно, правда ведь? Интуиция не подвела – уже через несколько часов после обращения по поводу работы на неполный рабочий день посыпались приглашения. Я был поражен. Возможно ли это, что меньше, чем за два дня поступило полдюжины предложений? А хочу ли я и дальше преподавать?
Но жизнь ведь не распланируешь, не так ли? Обстоятельства часто меняют путь действительно целеустремленных людей. Я никогда не собирался преподавать английский – и уж точно не планировал заниматься с детьми, мне бы и в голову это не пришло. Я был отважным парнем – водил грузовые суда по самым опасным рекам США. Я пробороздил шесть тысяч миль по дикому бездорожью, не имея за душой ничего, кроме заплесневелого арахисового масла, бутербродов с джемом и соевого мяса. Я не принял бы душ, даже если бы представилась возможность. Я слишком стремился увековечить свое имя в этом мире. Каждое утро я брился опасной бритвой, со смерзшимся куском мыла. Температура внутри моего деревянного домика без удобств на Аляске достигала -10. Когда я выходил по нужде, всегда прихватывал с собой топор, на случай, если какая-нибудь зверюга захочет непрошено наведаться в уборную. И я буду тратить время на возню с детворой? Вы хотите сказать, мне это понравится? Ха! Что за буйные фантазии!
И тем не менее вот он я – десятки ползающих вокруг маленьких монстров, смена подгузников и удивление тому, как же это могло случиться. Несомненно, я был настоящим мужчиной; я купил двадцать упаковок наклеек с пушистыми котятами для моих девочек. Я наслаждался каждой минутой этого. Уже через шесть месяцев у меня было уже девять подработок и появился свой бизнес переводчика. Деньги хорошие. Я работаю там, где хочу, и преподаю только в тех местах, где мне позволяют проводить уроки так, как я считаю нужным, и заботиться об учениках. Вот почему я и вам советую поступать так же…
Больше денег за меньшее количество времени на работе
Когда я работал на полный рабочий день в эйкайве (английской разговорной школе), то зарабатывал 265 тысяч иен (примерно 95 тысяч рублей) в месяц. Расписание было довольно странным – из дома я обычно выходил в полдень, 50 минут добирался до работы и возвращался уже после десяти вечера. У меня никогда не было двух выходных дней подряд – обычно это были воскресенья и вторники, причем зачастую на них выпадали школьные мероприятия и тренинги, которые приходилось посещать, но дополнительно это не оплачивалось. На работу и дорогу уходило примерно пятьдесят часов в неделю, то есть грубо 1325 иен (примерно 477 рублей) в час.
Сейчас на день у меня приходится две подработки. Бывает по-разному, но не более четырех часов в день. Правда, нет выходных, но это из-за работы переводчиком, которая тоже приносит свой доход. Раньше я работал по 32 часа в неделю, но, начав более тщательно выбирать расположение работодателей, это время удалось сократить до 24 часов. В час получается примерно 2 200 иен (792 рубля), то есть 213 тысяч иен в месяц (77 тысяч рублей) – и это только от преподавания. Рабочий день короткий, занятия мне по душе – возникает чувство, что вся неделя состоит из выходных.
Обратите внимание, что почасовой доход я считал с учетом дороги до работы. Легко заметить, что частичная занятость позволяет сократить время работы и повысить заработок в час. А если вы предпочтете заниматься со взрослыми, вероятно, будете получать по 3-6 тысяч иен в час (1-2 тысячи рублей). Мой друг работает столько же, сколько и я, но со взрослыми – и его доходы втрое больше моих. Каждому свое. Мне заниматься с детьми.
Великолепное резюме для трудового договора
Некоторым может показаться, что миллиард подработок может навредить резюме. Это может быть правдой, если вы часто меняете место работы – вас заподозрят в ненадежности. Однако, работа в разном окружении и приобретение новых навыков помогут значительно усилить резюме. И если вы хотите вернуться к работе на полный день, то будете нарасхват среди языковых школ из-за разнообразия преподавательского опыта. Когда я обращаюсь по поводу работы в школы английского, как правило, меня приглашают на интервью. Поставьте себя на место кадровика: кого бы вы выбрали?
1. Того, кто проработал в этой же школе четыре года помощником учителя;
2. Того, кто использует более тридцати учебников, готовил детей к вступительным экзаменам и квалификационным тестам, разработал и провел курс, основанный на методе полного физического реагирования и песнях в международных школах, обучал людей в возрасте от года до восьмидесяти шести лет, проводил как индивидуальные, так и групповые занятия и располагает как минимум десятью весьма лестными рекомендациями.
Частичная занятость принесет бесчисленное множество новых деловых связей, особенно в Токио. Мир тесен, и вы быстро заметите, что стоит сделать первый шаг, и вы получите массу интересных предложений.
Выберите место работы
При работе на полный день вас постоянно контролируют, ведь компания выступает гарантом по вашей визе. При частичной занятости найти гаранта нетрудно, иногда для этого от вас требуется всего несколько часов работы там. Эта свобода позволяет выбирать, где и с кем вам работать. Я не подписываю договор, если меня что-то не устраивает. Я работаю только там, где мне позволяют вести уроки так, как я считаю нужным, и развивать независимое мышление у детей. Возьмите карьеру в свои руки. Вы профессионал и достойны уважения. В большинстве случаев вас возьмут с испытательным сроком, так что можно присмотреться, нравится новая школа или нет (испытательный срок проходит скорей работодатель, а не вы).
Если что-то не устраивает, сделайте милость себе и окружающим – найдите другую работу, которая будет в удовольствие.
Новый опыт
Наконец, работая на нескольких работах, первое время вы буквально окажетесь в клетке со львами (если только вы не обладаете огромным опытом). В школе вас будут просить петь, танцевать, рисовать симпатичных котят и монстров из тофу, собирать мебель, одевать детей к школе, менять подгузники (при этом вас могут подмочить), прогонять бродяг с игровых площадок, готовить бэнто (включая сардельки в форме милых зверушек), играть на пианино, быть актером или комиком, носить забавные костюмы и тому подобное. В общем, вы поняли. Приготовьтесь к приключениям, вы же включились в самую увлекательную гонку в своей жизни.
В общем, преподавая английский на условиях частичной занятости, вы не только сможете меньше работать и больше получать, но и делать это себе в удовольствие. Это напомнит о том, что в первую очередь вам нравится в преподавании, заново разожжет интерес к делу и подарит надежду на будущее. Мы, учителя, понимаем, что не просто работаем – мы изменяем мир. Самое время вернуться к стилю работы, который нам нравится, и показать большим школам, что дети – это не денежные знаки, они тоже люди. Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься нелюбимым делом. Наслаждайтесь работой и жизнью, будьте счастливы.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 28.12.2012