25% средств на восстановление Тохоку потрачены на сторонние проекты
Согласно правительственному заявлению, примерно четверть бюджета на восстановление Тохоку после прошлогоднего цунами и аварии на АЭС (11,7 трлн. иен) потратили на сторонние проекты, включая субсидирование производства контактных линз и «исследования китов».
Проверка документов подкрепляется жалобами на нехватку средств на восстановительные работы. Более половины от 11,7-триллионного бюджета ещё не выделено, процесс тормозится нерешительностью и бюрократией, тогда как почти все из 340 тыс. эвакуированных из зоны бедствия находятся в подвешенном состоянии — будут ли их переселять, когда и как.
Многие из не связанных с восстановлением проектов были включены в бюджет под тем предлогом, буде они могут поспособствовать экономическому возрождению Японии — эта стратегия, как признают сейчас власти, была ошибочной.
«Власти не приложили достаточных усилий и не сделали всё достойным образом. Нужно прислушаться к тем, кто говорит, что восстановление [после катастрофы] должно стоять на первом месте», – заявил в понедельник премьер-министр Ёсихико Нода в ходе своего выступления в парламенте.
Он поклялся, что все сторонние проекты будут «строго удалены» из бюджета.
Но для того, чтобы убедиться, что средства идут по прямому назначению, могут потребоваться значительные изменения в законодательстве, касающемся траты средств на восстановление, которое допускает такие неоднозначные цели как создание эко-городов и поддержку «мер занятости».
Вот несколько сторонних проектов, на которые были потрачены средства бюджета на восстановление: строительство дорог на Окинаве; профессиональная подготовка заключённых в других частях страны; субсидирование компании по производству контактных линз в центральной части Японии; ремонт зданий госучреждений в Токио; обучение пилотов самолётов и истребителей; исследование и производство редких минералов; исследования в области полупроводников и даже китобойный промысел, проводящийся якобы в научных целях.
Около 30 млн. иен пошли на рекламу Токийского небесного древа, являющегося самой высокой в мире отдельно стоящей телебашней. Ещё 2,8 млрд. иен затребовало министерство юстиции на рекламную кампанию, дабы «успокоить общественность» касательно рисков обширных бедствий.
Масахиро Мацумура (Masahiro Matsumura), профессор политологии университета Св. Эндрю в Осаке, утверждает, что оправдание подобных злоупотреблений тем, что средства «просочатся» и до зоны бедствий, является одним из проявлений политической дисфункции, мешающей Японии вырваться из изнурительного экономического спада, длящегося вот уже два десятка лет.
«Это проявление безразличия властей к восстановлению. О, они очень хорошо умеют оправдываться», – заявил Мацумура в интервью «The Associated Press».
Восстановительные работы возле аварийной АЭС «Фукусима-1» только-только начинаются.
В результате мартовской катастрофы из зоны бедствия были эвакуированы или вынуждены перебраться в близлежащие районы 340 тыс. человек, из которых, по самым последним данным, более 325 тысяч до сих пор лишены крова или находятся вдали от своего жилья.
В Рикудзэнтакате, практически стёртой с лица земли в результате цунами, 1800 человек погибли или считаются пропавшими без вести, но восстановительные работы здесь толком не начались, как сообщает Такаси Кубота (Takashi Kubota), в мае прошлого года оставивший госслужбу в Токио с тем, чтобы стать заместителем мэра Рикудзэнтакаты.
Из 9 тыс. домов цунами в Рикудзэнтакате уничтожило 3800. Первым делом, считает Кубота, нужно было найти участки где-нибудь на возвышении — для восстановления домов. На данный момент большинство эвакуированных ютятся во временных убежищах на школьных детских площадках или на спортивных площадках.
«Если подвести итог в двух словах, то «скорость» и «гибкость» – вот чего не хватает в первую очередь», – заявил Кубота.
«За 19 месяцев практически ничего не изменилось, не было построено ни одного нового здания», – негодует он, показывая фотографию ныне уже не существующего города.
Правительство пообещало потратить в этом десятилетии на восстановление и меры по предотвращению стихийных бедствий 23 трлн. иен, из которых 19 трлн. – в течение первых пяти лет.
Однако, согласно аудиторскому заключению, бюджет на восстановление не израсходован даже наполовину.
Распыление мешает правительству, чей долг уже практически в два раза превышает ВВП страны, получить максимальную отдачу от каждой иены.
«Мы имеем дело как с экономическим, так и с политическим спадом. Это сочетание ведёт к катастрофе», – считает Мэтью Циркоста (Matthew Circosta), экономист экспертной компании «Moody’s Analytics» из Сиднея.
Частично проблема обусловлена стратегией центральных властей по управлению восстановительными работами из Токио вместо того, чтобы делегировать его местным властям. В то же время, местным властям не хватает персонала и компетенции для таких крупных проектов.
«Правительство считает, что командовать парадом должно именно оно», – заявил на пресс-конференции в Сэндае Дзюн Ио (Jun Iio), правительственный консультант и профессор Токийского университета. – «К сожалению, процесс восстановления это долгий процесс, и лишь в случае согласия местных жителей с планом, этот он будет двигаться вперёд».
«Именно на этой стадии для восстановления необходим творческий подход», – добавил он.
Даже в Сэндае, столице префектуры Мияги с населением свыше 1 млн. человек, оснащённом лучше многих прибрежных городов, до сих пор то тут, то там видны горы щебня. В его пригороде Арахаме к этому добавляются бесплодные поля и разрушенные здания.
В Сэндае быстро восстановили подачу электроэнергии, газа и воды, а также возобновили работу аэропорта. В течение нескольких недель были приведены в порядок скоростные магистрали и железнодорожные линии.
Но расположенные дальше на север и на юг прибрежные города, в основном, по-прежнему пустуют.
Более 240 портов по-прежнему не восстановлены: во многих случаях в гавани скопились обломки после цунами.
Как и многие другие работающие над восстановлением региона, Ёсиаки Кавата (Yoshiaki Kawata) из университета Кансай беспокоится, что медленный прогресс приведёт к тому, что регион — и так один из самых бедных в Японии — останется без жизнеспособной экономики.
«На улицах [Рёси] почти никого», – сказал он. – «Строительство нового города займёт не один год».
Рёси — маленькая рыбацкая деревушка, где уровень моря поднялся на 17 м.
Даже у местных жителей нет единого мнения, как восстанавливать свой дом. Перенос жилых кварталов на возвышенности ведёт к бюрократии и неизбежным вопросам собственности.
«Тем временем, каждый день просрочки повышает вероятность того, что жители просто уйдут и местные предприятия не смогут оправиться», – считает Ицунори Онодэра (Itsunori Onodera), депутат от портового города Кэсэннума, более 1400 жителей которого погибли в результате катастрофы.
«Скорость», – считает он, – «вот самое необходимое, чтобы регион встал на ноги».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 31.10.2012