Секрет долголетия компаний Киото
Кризис ударил по «Эйракуя» (Eirakuya), киотской фирме, продающей тэнугуи, традиционные хлопковые полотенца для рук.
Продажи упали, и перспективы выглядели мрачно. Однако компания подкорректировала направление своей деятельности и выдержала бурю – именно так, как она это делала уже на протяжении почти четырех столетий.
[Хосоцудзи Ихээ (Hosotsuji Ihee), 14-й глава почти 400-летней фирмы «Эйракуя» (Eirakuya), показывает «тэнугуи» ("tenugui") традиционные хлопковые полотенца для рук. (Михоко Такидзава / Mihoko Takizawa)]
Долговечность «Эйракуя» и других компаний в префектуре Киото является темой двулетнего исследования, проводимого аспирантурой по менеджменту Киотского университета (Kyoto University’s Graduate School of Management) и Торгово-промышленной палатой Осаки (Osaka Chamber of Commerce and Industry).
При помощи исследования команда надеется узнать секреты того, как эти компании пережили рецессии и кризисы управления, и чему малые и средние компании в других регионах могут у них научиться.
Ёсикадзу Маэгава (Yoshikazu Maegawa), специально назначенный доцент (assistant professor) Киотского университета, дал общий ответ.
«Предприимчивость обязательна даже для устойчивых фирм, находящихся в бизнесе столетиями», – говорит он. «Постоянные преобразования делают возможным преемственность».
Маэгава говорит, что другой общей чертой «Эйракуя», производителя чая «Фукудзюэн Ко.» (Fukujuen Co.) и косметической компании «Ёдзия Инк.» (Yojiya Inc.) – это постоянный поиск средств выживания с использованием традиций и ценного культурного наследия древней столицы.
По данным Тэйкоку Датабанк Лтд. (Teikoku Databank Ltd.), по состоянию на 2008 год 19,518 компаний в Японии вели бизнес по меньшей мере сто лет, что составляло 1.6% от 1,188,474 компаний, внесенных в их базу данных.
Из них 938 работали более двух столетий, и 435 – более трех столетий.
По данным книги «Хякунэн Цудзуку Кигё но Дзёкэн» “Hyakunen Tsuzuku Kigyo no Joken” (Состояние компаний, существующих более 100 лет) в префектуре Киото самая высокая доля компаний, работающих по меньшей мере 100 лет – 3,65%.
«Эйракуя» поставляла одежду для Ода Нобунага (Oda Nobunaga), знаменитого военачальника 16 века, и была формально учреждена как предприятие оптовой торговли шёлковой одеждой в 1615 году.
Реагируя на изменяющиеся требования, «Эйракуя» перенесла главное внимание на хлопковую одежду, затем на полотенца, и наконец на тэнугуи, которые могут быть использованы для разных целей, например как повязка.
Ее последний кризис настал после краха «экономики мыльного пузыря».
«В 1992 году, когда я женился (на дочери владельца фирмы), долги фирмы превышали её активы», – говорит Хосоцудзи Ихээ (Hosotsuji Ihee), 45 лет, который стал 14-м главой фирмы в 1999 году и принял имя основателя компании.
Годовые продажи в то время составляли около 100 млн. йен (1,11 млн. долларов США).
Фирма продала некоторые участки земли, принадлежавшие основавшей её семье Хосоцудзи, чтобы выплатить долги и обеспечить пенсионные пособия для её служащих.
Но планы Ихээ не всегда были тщательно разработаны.
Он нашёл несколько тэнугуи эры Сёва (1926-89) в углу склада компании и решил воспроизвести старые тэнугуи. У компании ушёл год на то, чтобы сделать тэнугуи, удовлетворительные в плане практичности, цвета, дизайна и других характеристик.
Поняв, что проблема заключалась в расположении, компания открыла новый магазин на оживленной улице Сидзё-дори (Shijo-dori) в Киото в 2002 году.
«Эйракуя», которая теперь располагает 20 магазинами, имеет годовые продажи в 1 миллиард йен и создаёт 100 новых дизайнов тэнугуи в год.
Однажды компания сократила количество работников до семи, но сейчас на неё работает 100 человек.
В её новом здании на улице Муромати-дори (Muromachi-dori) в Киото, кишащем хорошо зарекомендовавшими себя оптовыми торговцами текстилём, есть вставленные в рамку цветные тэнугуи. Они различаются по дизайну – от традиционных, сезонных киотских мотивов до изображения майко, ученицы гейши, на лыжах, и привлекают туристов-женщин.
«Фукудзюэн» (Fukujuen Co.), между тем, была учреждена в 1790 году. Она стала общеизвестной торговой маркой благодаря сотрудничеству с Suntory Beverage & Food Ltd. по зеленому чаю Iyemon.
Ёдзия Инк. (Yojiya Inc.), которая открыла магазин в 1904 году, сейчас известна благодаря своей бумаге для обезжиривания лица, популярной среди гейш Киото и знаменитостей.
По словам Ихээ, при ведении бизнеса он повторяет процесс проб и ошибок, но впереди ждёт затруднений.
«Тяжело поддерживать бизнес. Высший приоритет – стабильность управления», – сказал он.
Перевод на русский: Сергей Хильченко для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 31.03.2010